Неоготика. - О красивом и прочном в доме.

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Неоготика.

Неоготика – декоративный стиль, который был популярен в XVIII-XIX вв. Он заимствовал традиции и формы готики. Неоготика или псевдоготика представляет собой стилизацию под готику. Этот стиль занял прочное место среди стилей, накопившихся в арсенале мировых архитекторов за всю историю цивилизации. Он появился в Великобритании, но постепенно стал популярным в Америке и Европе.

Конец XIX века стал периодом, когда расцветают индивидуальные особенности в работе зодчих. Элементы неоготики иногда самым невероятным образом переплетались с новейшими технологиями. Архитекторы все время стремились к тому, чтобы синтетическим образом соединить в жилом пространстве самые разные виды искусств. Именно по этой причине неоготические интерьеры поражают таким разнообразием используемых материалов и богатым цветовым многообразием. Колорит помещения становится более насыщенным и ярким. 

Гобелены, витражи, жанровые панно и растительные фризы обладают богатой цветовой гаммой. Активно используется сочетание локальной яркой окраски стен и мореного дерева. Также используется декорирование стен растительным орнаментом. Зодчие вводят в колорит открытые красные и синие цвета. В отделке интерьера значительную роль начинают играть золотые оттенки. Они не только возместят недостаток освещения, но и эмоционально обогащают интерьер.

В общее пространство отделки очень органично вписывается живопись. Она начинает играть в интерьере одну из ведущих ролей. Живопись приспосабливается и подстраивается под формы и плоскости, которые отводятся для нее пространством интерьера. Декоративные жанровые панно, которые были написаны на холсте и вмонтированы в отделку стен, приобретают особое распространение. Они подчеркивают плоскость стены, словно монументальная фреска. Все это становится возможным благодаря выразительным линейным контурам и декоративной двухмерности. Кроме этого, использовались стилизованные орнаментальные композиции и ленточные декоративные фризы.

Интересно, что роль орнамента возрастает снова в конце XIX века. Начинает зарождаться искусство модерна, которые стремится к тому, чтобы орнамент был органичной частью отделки во всем интерьере. В неоготических интерьерах основная тема, которая получила декоративную двухмерную стилизацию – это растительная. В некоторых орнаментах можно почувствовать даже древнерусское и кельтское происхождение. Продолжает использоваться геометрический и архитектурный орнамент в деревянной резьбе и мозаике. Для мебельного убранства характерно стремление к каркасности и к определенному типу конструкции. В основном в холлах размещались торжественные кресла рядом с сидениями, выполненными в виде сундуков. Художники во время стилизации формы средневековой мебели прямую заднюю стенку увеличивали до такой степени, что ее высота доходила до 2-х метров. Часто они венчались нависающими резными балдахинами. Иногда кресла завершались стрельчатыми остроконечными завершениями. Иногда форма мебели начинает походить на живых персонажей.

Конец XIX века ознаменовался распространением комбинированной и встроенной мебели. Кроме кресел, полок и диванов, к ним относят и парадные буфеты, которые являются основным вертикальным акцентом. Столовые группы отличаются рукотворной тяжеловесностью пропорций и простотой декора. Расположение мебели тяготеет ближе к стене, а ее количество уменьшается.

Осветительная арматура также претерпела изменения. Ее конструкции варьируются: используются достаточно сложные конструкции, выполненные из обручей, а также стилизованной формы фонари. Новые виды светильников придумывают многие архитекторы. Это и светильники, сделанные на основе орнаментальных мотивов готики, в динамике изгибающихся линий и растительных формах. Все это ближе к модерну. Светильники выполнялись в различных техниках, преимущественно из металла. Средневековый дух интерьера дополнялся металлической фурнитурой, декоративная роль которой значительно возрастает. Декоративные дверные петли, замки и ручки были нарочито увеличенными в размерах. Архитекторами особенно полюбились металлические ламбрекены, которые украшали дверные и оконные проемы. В результате архитекторы смогли создать интересные жилые интерьеры.

Текстиль повсеместно использовался для отделки интерьера. Кроме гобелена, которым постоянно украшались замки, использовались драпировочные ткани и ковры. Для них были характерны растительные и крупные рисунки, стилизованные под средневековье. Но тканями драпируются не только оконные, но и дверные проемы. Декоративным горизонтальным ламбрекеном дополняются вертикальные полотна.

Витражи, являющиеся яркими пятнами цвета, буквально насыщают интерьеры. Художники в сюжетной линии витража использовали стилизованные растительные мотивы, фигуративные композиции и геометрическую орнаментацию. Витражи зачастую выполнялись в смешанной технике.

Мореное дерево продолжает активно использоваться в отделке интерьеров. Архитекторы, в отличие от второй половины XIX в. смело варьируют декор и размеры стеновых панелей. Пластика декора становится более сочной. Решение балочных потолков также меняется: в них появляются живописные вставки с различным орнаментом. Но иногда встречаются и балочные перекрытия без декора. Конструкции пространственных форм и сводчатые конструкции используются реже. Зачастую членения потолка задают модульную или ритмическую организацию всего помещения.

Стилизация, которая представляет собой свободную творческую интерпретацию исторических форм, легла в основу метода мастеров того времени. Архитекторы, отталкиваясь от нее, творили новую реальность, которая часто была основана на приемах гротеска, условности художественных ассоциаций и гиперболизации.
 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню